Педиатры утверждают, что до 2 лет бесполезно предпринимать попытки обучения малыша “туалетным делам”. Ингрид Бауэр в своей книге “Жизнь без подгузников” критикует этот подход и говорит о том, что если высаживать ребенка с рождения, то с приучением к горшку не возникнет проблем. Этой же точки зрения придерживаются многие сторонники естественного родительства. Однако, на просторах российского интернета я не нашла ни одного свидетельства легкого перехода от высаживания к горшку. Скорее это были свидетельства противоположные.
Точка зрения педиатров впервые появилась в 1962 г., когда доктор Т. Б. Бразелтон опубликовал свою статью, в которой предположил, что начинать обучение не следует до 24 месяцев, а также привел список признаков готовности ребенка к этому процессу. В том же году компания Proctor&Gamble выпустила свои первые одноразовые подгузники Pampers. Забавно, правда? Впоследствии Бразелтон стал тесно сотрудничать с Proctor&Gamble, а совет не начинать приучение к горшку до 2 лет вошел в рекомендации Американский Академии Педиатрии.
Надо сказать, что этот подход по сути является теорией. Насколько мне известно, не проводилось полноценных исследований, где одна группа родителей начинала бы приучение к горшку, например, в 18 месяцев, другая в 24, а третья практиковала бы раннее высаживание; и было бы проведено сравнение результатов. Те исследования, что мне удалось найти, просто констатируют, какой процент детей к какому возрасту овладевает горшком, причем в исследованиях 50-х гг. этот возраст составлял 28,5 мес., а к 2003 г. - 36,8 мес. Основываясь на этих данных, врачи предположили, что до 2 лет детки просто не могут контролировать мышцы сфинктеров, ответственные за мочеиспускание и дефекацию.
И снова сторонники высаживания выдвигают свои контраргументы. Например, деток, которых высаживают с раннего возраста, часто еще до года можно застать за таким занятием: они писают "пунктиром", сосредоточенно наблюдая за прерывающейся струйкой. Значит, они худо бедно могут контролировать свои сфинктеры. Попробуем разобраться, кто же все-таки прав.
Итак, как показывает опыт, чтобы приучение к горшку состоялось, необходимо наличие двух факторов:
1. Физиологического - способности управлять сфинктерами. Она появляется, когда у малыша есть возможность исследовать эту сторону своей жизнедеятельности. Т. е. его либо высаживают, либо дают достаточно времени находиться без подгузника. Важно, чтобы при этом не возбранялось изучение как своих половых органов, так и самого процесса (расплескать лужу, например)
2. И не менее важен социальный фактор - малыш должен ПОНИМАТЬ, почему надо ходить именно на горшок. Это социальный ритуал, который ребенок должен принять. Как правило, это понимание приходит не раньше 2 лет, когда с ребенком можно успешно договариваться. Ведь, согласитесь, “подлавливать” малыша и вовремя сажать на горшок - это скорее навык родителей, чем ребенка.
Поэтому, если вы высаживаете своего малыша, не стоит ожидать от него быстрого перехода на горшок, для этого должна дозреть нервная система ребенка.
Ну а если вы пользуетесь подгузниками - вы можете начать снимать их в любой момент, лучше практиковать такие "воздушные ванны" с самого рождения. Так вы дадите малышу возможность познакомиться со своими выделительными процессами и лучше овладеть своим телом.
Но в любом случае будьте готовы к тому, что пока мозг малыша не дозрел, в пользовании горшком возможны периоды откатов и забастовок. Мы в нашей культуре привыкли подгонять детей, мы все ждем, когда же они начнут переворачиваться, ходить, говорить, пользоваться горшком. Поверьте, все это случится рано или поздно, будем мы переживать из-за этого или нет.
А в следующий раз рассмотрим подробнее, как происходит процесс обучения.
Елизавета Агафонова, сертифицированный консультант по естественной гигиене младенцев @lizaveta.pomoget
Полное или частичное копирование текста возможно только по согласованию с автором статьи.