23.08.2023
автор Александра Ермакова

Сразу хочу сделать пометку, что ничего общего с ранним обучением горшку здесь нет. В этой статье я рассказываю о физиологии мочевыделительной системы детей.

У только что родившегося ребенка незрелый организм, и функции мочеиспускания и дефекации еще несовершенны и будут дозревать. Малыши не могут управлять этими процессами, мочеиспускание и дефекация происходит рефлекторно в тот момент, когда достигается определенный уровень давления в мочевом пузыре и прямой кишке. Попросту говоря, еще нет цепочки сигналов с мозгом о том, что новорожденный хочет писать и какать, поэтому он не может сознательно расслабить сфинктеры и освободить кишечник и мочевой пузырь, как это делают взрослые. Это важно понимать.


Как же ребенок тогда писает и какает, спросите вы? Что же он чувствует?

Давайте разбираться. По мере того, как моча и кал накапливаются в мочевом пузыре и кишечнике, их стенки растягиваются, малыш начинает испытывать нарастающий дискомфорт, который может граничить с болью и распиранием. Чем больше мочи скопилось, тем сильнее неприятные ощущения. Когда достигается определенный порог скопления выделений, то только тогда идут сигналы в спинной мозг о том, что пора опорожнить мочевой пузырь. Он сокращается, шейка и уретра расслабляются, происходит мочеиспускание, т.е. моча выделяется самопроизвольно от того, что наполнение было на пике.

Новорожденный не понимает в чем дело, он не знает, что мочевой пузырь нужно освободить еще до того момента, как станет больно. У него не получается распознать сигнал и послать импульс в головной мозг, чтобы расслабить сфинктеры. Сфинктеры - это те мышцы, которые в напряжённом состоянии удерживают кал и мочу в организме, а в расслабленном - выпускают их наружу. Способность их контролировать, сдерживать и расслаблять по собственной воле развивается постепенно.

Мочевой пузырь автономен, поэтому облегчение происходит вне зависимости от желания ребёнка. Мозг чувствует, что происходит, но повлиять на это не может, так как нервная система незрелая и связь еще не сформирована. Туалетными процессами управляет вегетативная нервная система и происходит это самопроизвольно. Также как и стучит наше сердце и работает кишечник, вне зависимости от наших желаний.


Я приведу вам пример того, что испытывают малыши, когда хотят писать. Думаю у каждого была такая ситуация, когда мочевой пузырь наполнен и вы едете по дороге, где нет возможности сходить в туалет. Все ваши мысли только об этом, а каждая кочка приносит боль и дискомфорт. Тоже самое происходит и с малышами.

В среднем, дети первых трех месяцев жизни писают около 16-20 раз в сутки. А теперь представьте, что перед тем, как мочевой пузырь малыша полностью наполнится и сфинктеры выпустят мочу, он может испытывать дискомфорт от 10 до 40 минут перед каждым пописом. Умножим это количество на число мочеиспусканий, и окажется, что несколько часов в сутки ему может быть просто больно. Я думаю, вы представили это.


И для того, чтобы помочь своему малышу не испытывать такие неприятные ощущения, важно улавливать его сигналы. Если мама обучена адекватному уходу, то она помогает ребенку удовлетворять эти потребности, благодаря высаживаниям. Если понаблюдать за младенцем какое-то время, то можно четко сказать, что перед тем, как пописать или покакать, он подает признаки: начинает беспокоиться, извиваться, плакать, оттягивать сосок, бросать грудь, либо не может уснуть и спокойно расслабиться, его тело в напряжении. Иногда дети раздувают ноздри. Это значит, что малыш вот-вот пописает или уже в процессе.


Иногда кажется, что ребенка что-то беспокоит, от этого он плохо спит. А все потому, что детей выбуживает ощущение наполненного мочевого пузыря. Спит и подсасывает грудь, не может уйти в глубокий сон. Ворочается во сне с нарастающей интенсивностью. Просыпается с резким плачем, который сложно успокоить грудью или укачиванием. Или сосет грудь всю ночь, часто просыпается.

Ребенок всячески сигнализирует маме о том, что ему дискомфортно. Она теряется в догадках и не знает, что с этим делать, пытаясь все вопросы решить грудью, бутылкой или пустышкой.


Поэтому учитесь быть внимательной и понимать сигналы, благодаря этому, вы поможете ускорить процесс опорожнения мочевого пузыря и кишечника. Можно взять малыша в удобную позу, приложить к груди, включить белый шум, и сфинктеры расслабятся быстрее. Это и называется высаживанием. Хочу отметить, что оно не работает, если мочевой пузырь недостаточно полный или нет давления на прямую кишку. Это не кнопка слива унитаза. Но если давление достаточное, высаживание ускоряет и облегчает эти процессы. Для того, чтобы таким образом научиться помогать малышу, может потребоваться несколько недель. Поэтому, если не получилось распознать сигналы в первый же день, не расстраивайтесь, продолжайте дальше. С каждым разом вы все лучше и лучше будете отслеживать состояние малыша.


Когда мама высаживает ребенка, она много раз в день привлекает его внимание к ощущениям давления в районе уретры и ануса, и когда он пописал или покакал, то его мозг фиксирует облегчение. Ребенок начинает выделять эти ощущения среди всех прочих. Так начинается знакомство со своим телом. К тому же мама каждый раз подмывает его половые органы, тем самым знакомит его с разными частями тела и стимулирует в них кровообращение.


Постепенно туалетные позывы выходят в область сознания ребенка. Цепочка импульсов от мочевого пузыря к головному мозгу бегает все лучше. Зона коры головного мозга, отвечающая за управление сфинктером уретры и ануса, получает стимуляцию. Ребенок учится управлять этими мышцами, намного раньше, чем те дети, которых не высаживали и держали постоянно в подгузниках. Однако, мне очень важно вам сказать, что высаживания это еще не обучение горшку. Оно необходимо для облегчения жизни малыша и мамы. Благодаря ему многие дети знакомятся со своим телом, улавливают свои ощущения и это помогает легче пройти этап обучения горшку. Но вы должны понять, что у высаживания другие задачи, поэтому высаживать - не значит обучать горшку.


Подведем итог: с рождения до трех месяцев ребенок учится выделять ощущения, связанные с его физиологическими потребностями: голод, потребность приложиться к груди, желание пописать или покакать. Ваша главная задача этого периода - наладить взаимоотношения друг с другом, считывать сигналы и удовлетворять потребности. К концу третьего месяца мама может начать замечать, что уже легко распознает сигналы ребенка. Понимает, где голод, где необходимо высадить, когда взять на ручки. Если мама высаживает, то промахи к трем месяцам практически отсутствуют. Это говорит о том, что задача первого этапа выполнена – контакт налажен.

Но если же мама не высаживает и держит малыша в подгузниках круглосуточно, то младенец перестает подавать сигналы, его организм адаптируется и не будет тратить энергию на бессмысленные призывы о помощи опорожнить мочевой пузырь и кишечник.

Недавние статьи

Недавнее Недавнее